Шатров
Евгений Юрьевич
Эксперт по прочностному анализу строительных конструкций, экс-доцент кафедры «Строительная механика» ЮУрГУ (НИУ), квалифицированный инструктор программных комплексов компании-разработчика инженерного ПО «ЛИРА САПР»

Корпоративное онлайн-обучение с расчётом железобетонной блочной комплектной трансформаторной подстанции (БКТП)

На днях завершился дистанционный корпоративный курс для инженеров проектного отдела ООО «ЭлектроСетьСтрой» (г. Тюмень). «ЭлектроСетьСтрой» — участник рынка внешних электромонтажных работ. Учебный курс завершился решением актуальной для предприятия проектной задачи. Но обо всём по порядку.

Первая часть курса (24 учебных часа, 12 занятий) носила подготовительный характер. На онлайн-занятиях инженеры подробно изучили интерфейс программного комплекса «ЛИРА-САПР». В процессе мы освежили в памяти подзабытые с университетских лет понятия механики вообще и деформируемого тела в частности. Вспомнили, что и какими методами изучается в теоретической механике, сопротивлении материалов и строительной механике.

Оттолкнувшись от этой базы, легко перешли к терминологии основного метода, используемого в программном комплексе —
методу конечного элемента. В понятиях узлов и конечных элементов начали сформулировали первую задачу — простейшую балку на двух опорах). На её примере увидели, что одна и та же задача может иметь несколько решений, удовлетворяющих нормативным требованиям.

Поскольку основной строительный материал, с которым сталкиваются инженеры, это железобетон, то и остальные задачи курса (балка-стенка и плита) имели железобетонную специфику.

Перед решением этих задач потребовалось вспомнить одно из фундаментальных понятий механики деформируемого твёрдого тела — напряжённое состояние и его классификацию.

Вторая часть курса имела ярко выраженный прикладной характер. Здесь мы решали насущную задачу — расчёт одного из железобетонных изделий, производимых предприятием. Требовалось оптимизировать железобетонную конструкцию блочной комплектной трансформаторной подстанции (БКТП).

Какая основная проблема стояла перед инженерами? Большой собственный вес изделия, который провоцировался значительной толщиной элементов блока (стен и плит перекрытия и покрытия), который, в свою очередь был продиктован консервативным конструктивным решением, перенесённым из области проектирования обычных железобетонных зданий. Большая масса — это не только повышенные прямые затраты материалов, но и заметные косвенные издержки (технологического характера), связанные со сложностями доставки и монтажа конструкции.

Деформированная расчетная схема в ЛИРА САПР

Деформированная расчётная схема БКТП

Использовав простое, но эффективное в условиях поставленной задачи, решение, нам удалось выйти на желаемые показатели. А заодно мы оптимизировали ещё и монолитную фундаментную плиту:

1. Толщину стен самого блока и его лотка удалось уменьшить на 30%, разместив внутри них одну арматурную сетку;

2. Диаметр стержней всех сеток удалось уменьшить на 1 шаг сортамента арматурных стержней;

3. Толщину монолитной фундаментной плиты можно уменьшить на 35%.

Таким образом, нормативный вес оптимизированной железобетонной конструкции (для плотности железобетона 2,5 т/м3) стал меньше на 25%

Мозаика напряжений БКТП в ЛИРА САПР

Мозаика напряжений БКТП

Вот так проходит обучение онлайн в корпоративном формате. Приглашаем проектные организации на онлайн-обучение без лишних расходов и без отрыва инженеров от производства. Это выгодно и удобно — проверено вашими коллегами по рынку!

По вопросам обучения пишите info@eshatrov.ru. Хотите обсудить статью? Вступайте в нашу группу Вконтакте

lira-sapr.png

Лицензионное ПО «Лира-Сапр».
Надежно, наглядно, удобно

konsultacii-inzhenerov.png

Интеграция в вашу инженерную команду.
Оперативное реагирование на изменения

raschet-stroitelnykh-konstrukcij.png

Современные методы расчётов.

Метод конечного элемента